.

sputnik.social

Разнорабочий о Torment Tides of Numenera


#1

Написал про эту игру сразу два поста, выкладываю по порядку.

Torment: Tides of Numenera прям настолько православный, что едва ли не мироточит (в хорошем смысле слова). Начинается все с того, что вы буквально падаете на землю с небес, в процессе осознавая, что являетесь использованной тело-оболочкой Многоликого Бога, постоянно эволюционирующего демона-ученого, который перепрыгивает из тела в тело, а в старых телах, соответственно, поселяются новые сознания, и одно из этих сознаний - вы. Более того, вы не один, по миру бродят сотни, если не тысячи брошенных оболочек, всех их преследует Скорбь, пытающаяся пожрать и расщепить разум Многоликого, и вокруг при этом не пошлое фентези, а что-то вроде “Пикника на обочине” или Вархаммера 40К. Примитивная цивилизация, живущая на высокотехнологичных обломках других цивилизаций, собирая непонятные артефакты в местных “зонах”, пытаясь потом понять, что с ними делать.

Местный Орден Истины заседает в корпусе космического корабля, вокруг идет бойкая работорговля, пара приключенцев демонстрируют всем запертое в стазис-поле биомеханическое создание, состоящее из шприцев и ненависти, чтобы собрать деньги на дорогу домой и поймать, наконец, в стазис-поле другого бога, живущего под их городом и требующего кровавых жертвоприношений, первый же встреченный уличный мальчишка оказывается (не подозревающим об этом) посланцем из прошлого (родители в будущее отдали, “пусть сынка-то хоть поживет”), и потому обсуждает с вами красоту зданий, лежащих в руинах (но для него они целые), а пройдя еще 5 метров, вы натыкаетесь на культ Многоликого Бога, каковые культисты осторожно спрашивают, не тот ли вы самый Бог. Я ответил “Да!”, мне сказали: “Докажи!”, после чего предложили починить хроно-часы, пребывающие одновременно в прошлом и настоящем с тремя находящимися внутри старыми телами Многоликого (одно из которых столетия назад и основало Орден Истины в космолете). Часы я по глупости поломал, после чего город погрузился в вечную ночь (совет от разработчиков: “Иногда неудача приводит к более интересным последствиям, чем успех”) и где-то рядом завыл великий воин по имени Геноцид, навсегда запертый Многоликим в петле времени.

Правее от Геноцида медленно казнили пойманного шпиона, галлюционировавшего кошмарами, которые оборачивались в реальности удушающими его кусками плоти, причем вокруг собралась толпа послушать, что он орет в своем безумии (некоторые считают, что в словах-кошмарах-мясе умирающего могут быть пророчества или истины). Чуть поодаль от убиваемого терпеливо ждал еще один культист, подземный, готовившийся после окончания процедуры умертвления шпиона сожрать, чтобы из его останков получить информацию о сообщниках. Ниже располагалась лавка биомеханического инсектоида, который был человеком, но сознательно себя трансформировал и абсолютно этим счастлив.

И это, на минуточку, только один игровой экран.

Два замечания:

  1. На 80% времени игровой процесс состоит из внимательного чтения диалогов. То есть графика там есть, но все в основном происходит в вашей голове (не в последнюю очередь потому, что игра почти целиком состоит из размышлений над абстрактными концептами, которые вот просто так взять и нарисовать нельзя при всем желании).

  2. Читать придется на английском - ну то есть официальный русский перевод есть, но он ужасен, причем убивает одну из главных фишек - свой специально придуманный для игры сленг, в отдельных диалогах составляющий чуть ли не половину слов. Кроме того, сам по себе английский очень литературный, и для корректного перевода на русский нужен неслабый русский писатель.

Ну и да, по ощущениям, это даже безумнее великого безумного Planescape: Torment - там вы, умирая, вновь оказывались в Мортуарии. В Torment: Tides of Numenera вы, умирая, оказываетесь в подземном святилище любознательных каннибалов, которые вежливо интересуются, не могут ли от вас откусить кусочек, чтобы в буквальном смысле слова переварить ваш жизненный опыт. Руководство пользователя при этом советует не стесняться умирать, поскольку некоторые ваши компаньоны, увидев ваше возвращение из мертвых, могут проникнуться к вам дополнительным уважением.

###Второй пост:

Вообще, Тормент (что первый, что второй) очень взрослая игра не потому, что там кровь, кишки и абстрактные диалоги, а в первую очередь потому, что она не следует стандартной (увы) для видеоигр подростковой схеме power fantasy, когда в процессе игрок обретает все большую мощь (“Посмотри, какой ты крутой! А теперь еще круче! Господи, ты получил 80-ый уровень и теперь вообще сатана!”) и попутно кого-нибудь спасает (толпы благодарных трудящихся, крики “Ты наша последняя надежда!”, стандартное “Судьба мира на волоске!”).

То есть зачем все эти истории про суперспасателей подростку (который мучается вопросами кому он нужен) или взрослому неудачнику - понятно. Но для нормального человека навешивание всех этих виртуальных бирюлек несколько даже оскорбительно, потому что нормальный взрослый видит всю эту механику тщеславия и откровенно от нее скучает.

Первый Тормент начинается с того, что вы - бессмертный полубог (то есть дальше уже расти некуда и незачем), ищущий, натурально, свою сбежавшую смертность (никаких спасений мира и вообще окружающих ваши поиски не волнуют, это ваша личная проблема). При этом Безымянный покрыт татуировками с рассказами о его прошлых жизнях, что вызывает в нем перманентный стыд, поскольку любой встречный их читает и смеется, является де-факто полуразлагающимся зомби, да еще и сопровождает его саркастический летающий череп, постоянно над “героем” издевающийся. Игра не пытается заставить вас почувствовать себя лучше-круче, игра создает сеттинг, отсекающий ищущих самоутверждения подростков и неудачников, и позволяющий поговорить о главном: “Что может изменить природу человека?” (буквально, этот вопрос в игре постоянно задается). Как вы понимаете, для нормального человека это в разы интереснее “пиф-паф, ты крут, ты спас весь мир”.

Второй Тормент начинается с того, что вы падаете с небес, будучи еще одной выброшенной оболочкой Многоликого Бога, в которой зародилось самостоятельное сознание, и которую преследует Великая Скорбь, причем по миру бродят тысячи других брошенных оболочек. То есть эта игра, по сути, про отверженного отцом ребенка (тема, от которой любого нормального подростка должно переклинивать сразу же), который, опять же, никого не спасает, ничем особенным не выделяется, а другие персонажи еще и постоянно подчеркивают, что сколько вас здесь таких, отвергнутых оболочек, ходит. При этом “плохих” или “хороших” выборов там нет вообще, отличный пример сайд-квеста: подбегает трудящийся и просит найти его возлюбленную, которая сошла с ума и сбежала. В процессе поисков выясняется, что это не просто “возлюбленная”, а мертвая женщина, к которой трудящийся воспылал страстью и оживил ее, но настолько задрал со своей любовью, что она дала деру. И вот перед вами выбор, то ли пойти по линии “Ну, гражданка, я все понимаю про любовь-нелюбовь, но он вас все-таки к жизни вернул, надо же хоть базовым чувством благодарности обладать, имейте уж совесть, так бы мертвая сейчас лежали”, то ли по линии “Насильно мил не будешь, ну и действительно, она ж не просила ее оживлять, и никому ничего не должна”. То есть такой Пигмалион, только еще более интересный, когда скай-фентези сеттинг используется не для рассказов “ух вы какой крутой”, а для создания необычной перспективы в обычной истории про несчастную любовь.

Поэтому я, с одной стороны, понимаю детей, возмущающихся в отзывах на стиме, что почему так мало боев (потому что взрослые люди разговаривают, даже у бандитов перестрелки занимают лишь 1% времени), почему так много диалогов (потому что взрослые люди договариваются, даже у Путина 99% времени занимают переговоры всех со всеми), почему так мало вещей-предметов (потому что цель игры не устроить еще одну power fantasy, а дать возможность поразмышлять над вечными нашими проклятыми вопросами, помещенными в необычный сеттинг, дающий возможность взглянуть на эти вопросы со стороны)…

…а с другой стороны - немножечко смеюсь над ними. Да и разработчики очевидно над ажитированными детьми смеются - первая же встречная компаньонша, древняя женщина-маг, находящаяся в тысяче измерений сразу, называет игрока не “Герой”, “Спаситель” или там “Суперсолдат”, а “Дитя”, с таким, знаете, бабушкиным вздохом. Офисно-школьным эскапистам, думавшим, что они тут мир спасать будут и суперспособности мутить, это сразу же нож в сердце. Бабушка при этом, к слову, не добрая, а очевидно злая, одобряющая решения с насилием и убийствами.

Ну и в качестве завершения длиннопоста, моя пока что любимая история из второго Тормента, показывающая, насколько эмоциональные реакции игра может вызывать. В какой-то момент вы там находите девочку, которая идеально прячется, потому что у нее черный камушек, в котором, как она утверждает, живет Бог Пряток, и ведете ее к работорговке, от которой оная девочка сбежала. В процессе разговора выясняется, что работорговка мучает девочку не просто так - работорговка такая же, как и вы, отвергнутая оболочка Многоликого Бога (сестра, можно сказать), а девочка ей помогает справляться с выплескивающимися в окружающий мир с чудовищными последствиями Волнами. То есть девочку она держит не для издевательств, а наоборот, для сохранности окружающих, просто девочка маленькая и не понимает. В процессе демонстрируется выплеск Волны, показывающий, что это все правда.

И вот, встав между дилеммой поступить по-сталински (“Коллективное благо превыше всего, забирай девочку!”) и по-русски (“Слезинка ребенка” - а девочка прямо в ногах валяется, умоляет не отдавать), я, естественно, решил, что уж до детской работорговли-то мы не будем скатываться, чай не Мюридяны-Кургиняны с их общественно-полезными ГУЛАГами, и после ожесточенного боя сестру-работорговку убил. А так как она тоже оболочка Многоликого, то она регенирирует (то есть ее смерть - временна, чуть отойдет - и по вашим следам), и единственный способ убить навсегда - полностью уничтожить тело.

И вот игра предлагает: то ли сбросить с обрыва тело (знаю я эти ваши обрывы), то ли разрубить тело на мелкие куски. Подумав, выбираю “Разрубить”, и пока игра на пару экранов красочно описывает, как вы рубите тело, я сижу и немножко ощущаю себя героем (“Спас бедную девочку… Избавил мир от работорговки… Не побоялся сложного боя… Отверг предложение работорговки научить обращаться с Волнами, потом научусь, дети важнее…”), и тут эта маленькая спасенная тварь, посмотрев, как я кромсаю труп, выдает:

— Фу, фу блин, ууу!

А помешанный на героичности рыцарь-компаньон с раздвоением личности добавляет:

— Брателло, ну фу вообще, ну ты чо творишь-то, это предельно негероично, настоящие герои так не поступают!

И тут мне пришлось закрыть глаза и минуту просидеть с закрытыми глазами, борясь с желанием загрузить сохранение и сдать их всех нахуй в рабство навсегда ебаные твари неблагодарные профессоры-хуессоры я тут корячусь ебашусь а они клубничку хуичку блядь кушают критикуют дорогой Мартин Алексеевич суки пидоры блядь поубивал бы негероично им видите ли говноеды ебучие мрази в войну таких вы расстреливали блядь твари ебаные.

После чего открыл глаза и продолжил пилить труп, потому что в компании из разговаривающего с камнем ребенка и шизофреника-нарцисса именно я должен быть самым разумным и сдержанным, даже если этого никто не ценит, пидорасы блядь.

Как я и говорил, Тормент - очень взрослая игра.


#2

Вот сейчас в нее играю. По поводу того, что ты один из многих…а татуировка то другая) Все удивляются)
Я правда пока еще в первом городе.

Но круто. Правда первый цеплял больше:D


#3

Играл в ирли асес. Этот кусок говна съедал всю оперативку и весело крашился. Там в релизе с этим получше стало?
И, да, от больших кусков литературного ангельского у меня literally болит голова. Старенький я уже.
Единственная надежда на ремейк Мор. Утопии, а потом хоть в петлю.


#4

У меня уже 9 часов наиграно, и из первого города я пока так и не вышел.


#5

Ничего не крашится. А касательно голова болит - ну так и от Достоевского голова болит у многих, что ж теперь.


#6

Это который на утесе стоит и считает, что я такой же рыцарь, как и он? Просто помутился рассудком на вершине горы?


#7

Ага. Я просто взял скилл чтения мыслей, и у него в голове реально два голоса (а также странное сияние вокруг), причем на все попытки об этом поговорить он уходит в глухой отказ (а голоса в голове начинают паниковать “Черт, неужели спалили?”). Вообще, скилл чтения мыслей обязателен.


#8

Блин. А я его не брал.=(


#9

Более того, со скиллом чтения мыслей окружающим даже можно задавать вопрос “Брателло, а почему я это твои мысли считывать не могу? Ты вообще что (даже не “кто”) на самом деле?”


#10

Блин. Ну знал же по первому Торменту, что надо брать мага(нано). Решил за Ключа поиграть… Удаляю нах и заново начинаю


#11

Эм, не знаю, кто такой Ключ (я играю в англ версию). но брать надо Нано и по максимуму вкачиваться в диалоговые и лор-скиллы. В игре про диалоги - развивай навыки диалогов.


#12

Проигрунькал.
А вот и трудящиеся подтянулись


#14

Там пишуть, что после первого города и нет ничего.


#15

Там после первого города второй, еще более крутой город, а вот финальная треть несколько подзапорота (сам пока не видел).


#16

Ну это у вас своя отдельная от Тормента игра, БДСМ называется)


#17

Jack. И он про интеллект с ловкостью. у него тоже все нен хило с диалогами


#18

Жители РФ, которые будут себя плохо вести после смерти опять попадут в РФ.


#19

Интересно, как философия игры соотносится с открытым индивидуализмом.


#20

господа, а играл кто в The Age of Decadence? Тоже хардкорная изометрическая рпг, в уникальном сеттинге павшей Римской Империи. Вокруг заговоры, интриги, убийства, борьба за власть. Игру реально пройти без единого боя, если играть за соответствующий класс. Также невероятно интересные диалоги и мир, что-то в районе 2000 страниц текста. Советую!


#21

А вот еще Underrail, эдакий киберпанковский фолаут, с 90% положительных отзывов